Автомобили с газогенераторами

Материал скомпилирован из открытых интернет-источников и предназначен только для ознакомления! 
 
Мысль рассказать об этом направлении в автостроении натолкнул спор двух юношей, свидетелем которого я стал: один доказывал, что были автомобили «ездившие на дровах», а другой называл его … не умным.
А речь, кстати, шла о целом направлении, вызванного дефицитом жидкого топлива (лигроин, бензин, солярка), и носившее название автомобили с газогенераторами.
Газогенера́торный автомоби́ль — автомобиль, двигатель которого получает в качестве топливной смеси газ, вырабатываемый газогенератором. В качестве топлива могут использоваться дрова, угольные брикеты, торф и т. п. Принцип работы газогенератора основан на реакции пиролиза, в которой при высокой температуре твёрдые органические вещества передают свою теплотворную способность выделяющемуся при реакции газу (обычно таким газом является монооксид углерода). 
Газогенератор обычно применяется при наличии уже имеющихся ДВС (как бензиновых, так и дизельных) и отсутствии основного жидкого (бензин, солярка) топлива для них. 
 
  В Германии во время войны стали делать газогенераторы не только дровяные, но и на брикетах из буроугольной крошки и пыли, так как этого топлива там было достаточно много. Грузовики с газогенераторами ездили не быстро — 20 км в час — на низкокалорийном газе, в который превращались в газогенераторе дрова.(С) 
Во время Второй мировой войны в Европе почти каждое транспортное средство было переоборудовано на использование дров в качестве топлива. 
Первое использование древесины для образования горючего газа начинается с 1870 года, тогда его использовали для уличного освещения и приготовления пищи. 
В 1920-х годах, немецкий инженер Жорж Эмбер разработал генератор, вырабатывающий древесный газ для мобильного использования. Получаемый газ очищался, немного охлаждался, а затем подавался в камеру сгорания двигателя автомобиля, при этом, двигатель практически не нуждался в переделке. 
1931 года началось массовое производство генераторов Эмбера. В конце 1930-х годов, уже около 9000 транспортных средств использовали газогенераторы исключительно в Европе. 
Газогенераторные технологии стали обычным явлением во многих европейских странах во время Второй мировой войны, из-за ограничения и дефицита ископаемых и жидких видов топлива. В одной только Германии, к концу войны, около 500.000 автомобилей были дооборудованы газогенераторами для эксплуатации на древесном газу. 
Было построено около 3000 «заправочных станций», где водители могли запастись дровами. Не только легковые автомобили, но и грузовые автомобили, автобусы, трактора, мотоциклы, корабли и поезда были оснащены газогенераторными установками. Даже некоторые танки были оборудованы газогенераторными установками, хотя для военных целей немцы производили жидкие синтетические топлива (сделанные из дерева или угля). 
 
  В 1942 (когда технология еще не достигла пика своей популярности), насчитывалось около 73000 газогенераторных автомобилей в Швеции, во Франции 65000, 10000 в Дании, 9000 в Австрии и Норвегии, и почти 8000 в Швейцарии. В Финляндии числилось 43000 газогенератрных машин в 1944 году, из которых 30000 были автобусы и грузовые автомобили, 7000 легковые автомобили, 4000 тракторов и 600 лодок. Газогенераторные автомобили также появилась в США и в Азии. В Австралии насчитывалось около 72000 газогенераторных автомобилей. В общей сложности более миллиона автомобилей использующих древесный газ находилось в эксплуатации во время Второй мировой войны. 
 
  Конечно, внешний вид автомобилей с газогенераторами был далёк от совершенства, но если газогенераторные автомобили выпускались профессионально в заводских условиях, то, такие автомобили выглядели более привлекательно. 
Например, в автомобилях Volkswagen, выпускаемых в заводских условиях во время Второй мировой войны, весь газогенераторный механизм был скрыт под капотом. С передней стороны в капоте находился только люк для загрузки дров. Все остальные части установки не были видны. 
Еще один вариант газогенераторного автомобиля выпускаемого в заводских условиях – Mercedes-Benz. Как видно на фотографии ниже, весь механизм газогенератора скрыт под капотом багажника. 
Армия тоже не осталась в стороне. 
Особое место занимают грузовики с газогенераторами. 
Но это отдельная, и очень большая тема. 
После войны, когда бензин стал вновь доступен, газогенераторные технологии почти мгновенно канули в лету. В начале 1950-х годов, в Западной Германии осталось только около 20000 газогенераторов. В некоторых странах мира и в настоящее время используют такие автомобили (в очень небольших количествах), довольно много их в Северной Корее. 
Рассказ о грузовых автомобилях с газогенераторными установками и применение этих двигателей в других странах и СССР, а также применение газогенераторов на других типах транспортных средств станет темой для следующих моих заметок. 
 
Вывезя на своих плечах наше Отечество и многие другие страны мира из периода военных бедствий и послевоенной разрухи, газогенераторная техника тихо и незаметно на время сошла с большой сцены (но не навсегда).

Подборку сделал: Кожевников Андрей
 
материал взят: