8 августа 2014г.

Кто может смастерить летающего тигра? 
В Челябинске есть люди, способные собрать любой самолет

 
 – В выходные в России отметят День авиации: будет много разговоров о самолетах и пилотах, а также о тех кто создает аппараты, способные подниматься в воздух и летать быстрее и вше птиц. 
 
«Новый Регион» решил сегодня рассказать еще об одной категории людей, любящих небо и авиацию, – моделистах. Тем более, что в Челябинске действует клуб стендового моделизма, работа которого – уникальный случай – за 30 лет существования не прерывалась. 
 
Как передает корреспондент «Нового Региона», клуб существует с 1984 года. В 80-ые годы это была стабильная «сходка» по интересам. Моделисты раз в неделю собирались в ДК «Монолит», а в 90-ые годы ситуация резко ухудшилась – за 10 лет были проведены всего 3 выставки, энтузиастам пришлось кочевать по разным адресам, но работа не прерывалась. 
 
Сейчас клуб называется Челябинский историко-технический клуб «Танкоград», учредителями и организаторами которого являются те, кто пришел в него еще школьниками и студентами в конце 80-х годов. Клуб существует на добровольные пожертвования участников, дети занимаются бесплатно. 3 года назад клубу повезло: его активисты попали на экскурсию в музей ЧТЗ и оказалось, что многие модели в экспозиции там уже повреждены или пришли в ветхое состояние. Моделисты вызвались помочь их восстановить. И теперь каждое воскресенье клуб собирается в музее ЧТЗ, обсуждает свои проблемы, работает с детьми, а потом костяк занимается восстановлением музейных моделей. Моделисты даже сделали дополнительную экспозицию «Броня ЧТЗ», в которой представили всю продукцию предприятия за время его существования. 
 
«В современной жизни моделизм значительно проигрывает компьютеру, потому что у нас надо работать головой и руками, а там только мышкой. Кроме того, наш клуб – единственный в Челябинске, и далеко не каждый ребенок готов через весь город ехать к нам в воскресенье. Поэтому приходится прилагать усилия, чтобы заинтересовать, – говорит председатель клуба Андрей Кожевников. – Каждый моделист в своем развитии проходит несколько этапов: сначала он собирает все подряд, порой не очень качественно: где-то клей, где-то краску размажет, где-то несоответствие историческому прототипу – это , в основном, дети. Потом он начинает выделять или особый период, или особый вид техники:
 
кто-то увлечен танками, кто-то автомобилями, кто-то авиацией. Нередко идет подразделение: допустим, авиация Первой мировой, бронетехника Вермахта, есть фанаты одного самолета, например, американского бомбардировщика Б17 – у них количество деталей в модели доходит до нескольких тысяч, настолько они стремятся к точности». 

«Человек, который не придает значение тому, что он делает, просто собирает «модельку», до этого не дойдет, а человек, погруженный в моделизм, изучает не только технику, но и людей, эту технику создавших, а так же исторические события, в которых эта техника участвовала. Серьезное занятие стендовым моделизмом – это, в первую очередь, увлечение историей, – добавляет соучредитель клуба Василий Долгошеев. – И начинаешь узнавать удивительные вещи. Например, Покрышкин – все знают, что он летчик – асс, а ведь он модернизировал систему огня. 
 
Задача пилота – сбить противника и не быть сбитым самому. Для того, чтобы тебя не сбили, надо очень хорошо маневрировать, чтобы попасть в противника – очень точно стрелять. Находясь в самолете, летящем со скоростью 500 километров в час, попасть в объект, летящий с такой же скоростью, и при этом еще маневрировать, очень сложно. Поэтому летчики использую различные тактические схемы: например, преследуют противника и долго-долго по нему долбят, пока не попадут, но при этом всегда есть опасность быть пораженным самому. Научиться хорошо стрелять для истребителя еще сложнее, чем научиться хорошо летать. Поэтому летчиков- снайперов – это высшее летное звание – единицы, их меньше, чем космонавтов. Покрышкин стрелял очень хорошо, но если ты стреляешь по большому самолету, то сбить его одним точным попаданием проблематично. Поэтому Покрышкин объединил на одну кнопку гашетки всю артиллерию, увеличив плотность огня до 9 килограммов свинца в секунду, и тем самым резко увеличил число сбитых самолетов». 
 
Сейчас клуб посещают около 50 человек, в том числе дети. Занятие стендовым моделизмом не требует от родителей каких-то особых вложений, а от ребенка – жертв. Он занимается этим дома, благодаря Интернету может получить любую информацию – от чертежей и исторической привязки до видеоуроков, как и что делать. «Если что-то не получается, мы на наших встречах показываем, объясняем, проводим мастер-классы, как крепить, как клеить, как красить – в любом случае, мы подталкиваем их интерес», – говорят организаторы клуба. 
 
«Тут есть очень важный момент: ребенок, только что увлекшийся моделизмом, все делает на одном дыхании, модель собирает за вечер. И если ему никто не помогает, то он использует ее как игрушку, через некоторое время она разламывается, и ребенок теряет интерес. Помню, у нас в школе провели урок: дали каждому по набору, и за 45 минут мы должны были модельку собрать. А потом все наши поделки сгребли в одну кучу и куда-то унесли. Нам не понравилось, – рассказывает Андрей Кожевников. – Нельзя оторвать моделизм от истории, от технологии. Человек учится работать не только руками, но и головой. Скачать с Интернета можно очень много, но если ты не умеешь фильтровать эту информацию, обрабатывать, находить ей прикладное применение, то смыла в этом нет. В этом и заключается смыл работы клуба с детьми: дать механизм, поддержать интерес, помочь ему двигаться дальше, от моделизма прийти к изучению истории…» 
«И, самое главное, человек начинает читать. А это ведет к творческому развитию личности», – добавляет Василий Долгошеев. 
А потом это хобби остается на всю жизнь, не зависимо от того, выберет моделист себе авиацию в качестве профессии или нет. При этом стоит упомянуть клуб стендового моделирования в Снежинске, чьи воспитанники достаточно часто поступают на аэрокосмические отделения технических вузов или в летные училища. 
 
«Если человек увлечен предметом, то он ставит для себя правильные жизненные приоритеты. И я считаю, что стендовый моделизм в этом отношении указывает правильный вектор», – говорит Василий Долгошеев.
 
Члены клуба могут собрать модель любого самолета (и не только самолета) и про каждый рассказать интересную историю.
 

Челябинск, Август 08 Новый Регион, Ольга Арсентьева, Евгений Полак